Принципы организации радиосвязи на внутренних водных путях
Радиосвязь на внутренних водных путях осуществляется в диапазонах
частот 300.0125300.5125 МГци 336.0125336.5125
МГц. Данные диапазоны разделены на отдельные участки,
образующие так называемую сетку каналов, выделяемых судам и береговым
службам для тех или иных целей для межсудовой связи
в целях безопасности, для связи с диспетчерами портов
и гидротехнических сооружений, для получения прогнозов погоды
и путевой информации и т. п. Номера и назначение
частотных каналов устанавливаются «Указаниями по организации
судовой радиосвязи в бассейне (регионе)», утвержденными
Службой речного флота Министерства транспорта Российской Федерации
и согласованными с местными органами Государственного
надзора за радиосвязью.
Основным видом радиосвязи на внутренних водных путях является радиотелефония в симплексном режиме (когда прием и передача разнесены по времени), используемом для оперативной связи «судно-судно» и «судно-берег». Для вхождения в так называемую радиопроводную систему связи >Речфлота и в городские телефонные сети используется дуплексный режим (когда прием и передача ведутся одновременно, как в обычном телефонном аппарате).
Возможности радиосвязи
Судоводители малых судов, находящихся в плавании по внутренним водным путям, могут использовать радиосвязь:
- для обеспечения безопасности и эффективности плавания;
- для передачи и приема сигналов бедствия и согласования взаимных действий при проведении спасательных операций;
- для приема гидрометеорологических и навигационных извещений;
- для связи судов с яхт-клубами (стоянками) и между собой;
- при проведении парусных соревнований;
Безопасность плавания обеспечивается согласованием взаимных действий и маневров
в ходе движения судов (самый типичный случай согласование
порядка расхождения и обгона), что достигается наличием оперативной
связи между участниками движения на специально выделенном для
этого 5 частотном канале, который одновременно является и каналом
для передачи сигналов бедствия. В определенных пунктах (обычно
в крупных портах) на этом канале ведется наблюдение и береговыми
радиостанциями, охватывающее практически все водные пути европейской
части России.
Для быстрого и безопасного прохождения шлюзов судоводители
малых судов должны держать связь на 3 частотном канале
с диспетчером, который может назначить очередность и порядок
прохождения шлюза, указать место швартовки, предупредить о возможных
перемещениях больших судов. Переход на 3 канал должен
производиться после прохождения первого светофора.
Для обеспечения безопасности, особенно на больших открытых
водоемах, важное значение имеет знание условий плавания. Для своевременного
оповещения судоводителей об изменениях в гидрометеорологической
и путевой обстановке на определенных каналах осуществляется
передача соответствующей информация в установленное для этих
сообщений время. При этом передаются прогнозы погоды на сутки
от времени начала передачи, срочные предупреждения и оповещения
(например, штормовые предупреждения), сведения о плавающих
предметах и мелях, об изменениях в навигационной
обстановке и расстановке навигационных знаков и т. д. Передача
сообщений обычно осуществляется на 2 канале, а также
на дуплексных каналах (6, 7, 8, и т. д.). Перечень
радиостанций, передающих гидрометеорологическую и путевую информацию,
и номера каналов приведены в таблице.
В последние годы радиосвязь стала широко использоваться на парусных
соревнованиях, проходящих на больших открытых водоемах. Примером
тому может служить чемпионат России среди крейсерских яхт «Онежская
регата», проводимый на Онежском озере с использованием
радиосвязи уже пять лет подряд. При проведении подобных регат осуществляется
радиосвязь судейского судна с яхтами, яхт между собой и при
необходимости скажем, в случае бедствия, с судами
Речфлота и с береговыми службами. Связь используется,
в первую очередь, для обеспечения безопасности и сохранения
человеческих жизней, для получения и доведения до экипажей
яхт сводок погоды, а также для решения чисто спортивных задач.
Для связи малых судов между собой и с яхт-клубами (стоянками)
выделен специальный 42 частотный канал.
Береговые радиостанции, ведущие круглосуточное наблюдение
за сигналами бедствия
Территория охвата,
позывной |
Наименование
пункта |
№
канала |
Рыбинское водохранилище |
|
|
Череповец 1 |
Павлоково |
5 |
Череповецкое водохранилище, Белое озеро |
|
|
Череповец 1 |
Щексна |
5 |
Череповец 1 |
Аристово |
5 |
Белозерск |
Иванов Бор |
5 |
Белозерск |
Белозерск |
5 |
Онежское озеро, Беломорско-Балтийский канал |
|
|
Вознесенье |
Вознесенье |
5 |
Вытегра |
Вытегра |
5 |
Петрозаводск |
Петрозаводск |
7 |
Шала |
Шала |
11 |
Повенец |
Повенец |
7 |
Ладожское озеро |
|
|
Свирица |
Свирица |
5 |
Свирица |
м. Сторожно |
5 |
Свирица |
Погран-Кондуши |
5 |
Шлиссельбург |
Шлиссельбург |
5 |
Шлиссельбург |
м. Осиновец |
5 |
Шлиссельбург |
м. Денисово |
5 |
Приозерск |
о. Валаам |
5 |
Питкяранта |
Питкяранта |
5 |
Новая Ладога |
Новая Ладога |
5 |
Финский залив |
|
|
Ломоносов 1 |
Ломоносов |
24 |
Петербург 3 |
м. Стирсудден |
24 |
Петербург 3 |
Красная Горка |
24 |
Береговые радиостанции, передающие прогнозы погоды, предупреждения
и путевую информацию
Наименование пункта, позывной |
№ канала |
Канал им. Москвы |
|
Северный порт (Москва 4) |
9 |
р. Волга |
|
Кимры |
2 |
Углич |
2 |
Рыбинское водохранилище |
|
Рыбинск 7 |
11 |
Череповецкое водохранилище, Белое озеро |
|
Череповец 1 |
7, 8 |
Белозерск |
8 |
Вытегра 1 |
10 |
Вознесенье |
11 |
Подпорожье |
6, 7, 8, 9 |
Онежское озеро, Беломорско-Балтийский канал |
|
Петрозаводск |
7 |
Шала |
11 |
Повенец |
7 |
Ладожское озеро |
|
Свирица |
6 |
Приозерск |
7 |
Питкяранта |
6 |
Шлиссельбург |
6 |
Санкт-Петербург, Петербург 5 |
7 |
Финский залив |
|
Ломоносов 1 |
24 |
|